Крашение тканей на Руси

Кто на выставках, а кто в репродукциях, нo многие, наверное, видели картины русского художника Николая Рериха, и где-то в памяти остались алые паруса заморских ладей, оранжево-красные паруса ладей, на которых киевский князь Владимир Святославич шел походом на Корсунь.
Красные паруса... Конечно, у художника есть право на творческий вымысел. Но было ли на самом деле знакомо нашим давним предкам искусство окрашивания тканей? Сохранившиеся архивные документы и археологические раскопки убеждают нас в достоверности рериховских образов. По словам самого художника, сюжет его картины «Заморские гости» взят из древних саг - эпических сказаний скандинавских народов («Плывут полунощные гости. Длинным рядом идут ладьи. Яркая раскраска горит на солнце…»).
Ткани, обнаруженные при раскопках древнего Новгорода, свидетельствуют о пристрастии новгородцев к ярким, богатым цветам одежды: красному и желтому, зеленому и коричневому, синему и глубокому черному. Но и на Руси трудности, связанные с производством красителей и крашением, делали цветные ткани привилегией аристократов. Вспомним, как похваляется былинный герой, гусляр и певец Садко:
«У меня ль золота казна не тощится, цветно платьице не носится . ..» И вспомним здесь же, что прототипом былинного Садко некоторые исследователи склонны считать знатного новгородца Садко Сытинича, жившего в ХII веке. А богатства Садко Сытинича были немалыми.

Какие же красители знали наши далекие предки?

Им были известны, например, красящие свойства дубовой коры. Кору заливали горячей водой, и постепенно краситель переходил в раствор. Таким раствором окрашивали шерстяную пряжу и ткань в желто-оливковый или черный цвет. Окраска зависела от протравы, в которой заранее выдерживали ткань и нитки.

С помощью сока ольхи получали гамму оттенков от песочного до бархатистого темно-коричневого цвета.

Применяя отвар из корней конского щавеля, соединенный с винным камнем, окрашивали льняные и хлопчатобумажные ткани в желтый цвет, а при железной протраве - в черный.

В народе часто использовали корни девясила; вымачиваемые с мочой, они дают синюю окраску.

Наконец, водную вытяжку из цветов зверобоя применяли для крашения в желтый и зеленый цвета, а тот же настой, но подкисленный и горячий - для крашения в красный и розовый цвета.

Что ж, по-видимому, на Руси уже в далеком прошлом могли похвалиться праздничным разноцветьем одежды. Жила в народе глубокая потребность в украшении быта, тяга к прекрасному во всех его формах. И это рождало и резные наличники на окнах, и замысловатую вязь кружев, и многоголосье хоровой песни, и оранжево-красные паруса ладей.



Copyright © 2007 - 2017 Ryadi трикотажная одежда
Красители   Пряжи   Сырье   Кружево   Вышивка